Как быстро все кончается,

Что вкусно начинается!

Тянулась бы конфета

От двери до буфета!

Р. Алдонина

В этом стихотворении выражена мечта большинства людей. Все: и взрослые, и дети - очень любят конфеты! Ученики и взрослые нашей школы тоже очень-очень их любят. Об этом они рассказали на выставке «История конфетного фантика».

«Сладкая» тема началась с рассказа Белозёрцева Дениса об истории конфет.

История конфет охватывает географию всего мира. Первые кондитеры появились в Древнем Египте: они варили конфеты из меда и фиников, а также инжира и миндаля, а в Древней Руси конфеты готовили из кленового сиропа, патоки и меда.

Летописи Франции рассказывают, как конфеты сыграли роль государственной важности при дворе. В 1715 году канцлер завоевал расположение французского короля Людовика XV, преподнеся ему в благодарность за произнесенную тронную речь… огромное блюдо с конфетами! Впрочем, чем еще можно было покорить сердце монарха, которому было всего пять лет?!

Во Франции в 1659 году кондитер Давид Шэлли открыл первую в мире шоколадную фабрику. Он также стал изготавливать лакомства причудливых форм, похожие на конфеты. Двенадцать лет спустя герцог Плесси-Пралин - французский посол в Бельгии придумал сладкий десерт из тертого миндаля, засахаренного меда и шоколада, получивший название "пралине".

Искусство приготовления мармелада зародилось в Малой Азии во времена крестовых походов. Тогда он вырабатывался из яблок и айвы.

Само слово «конфета» в XVI веке придумали итальянские аптекари: они так называли засахаренные или переработанные в варенье фрукты. Но тогдашние «конфекты» использовались в лечебных целях. А на Руси испокон веков уваривали фрукты в меду, да еще и добавляли различных пряностей. Но вот масштабное производство конфет появилось в России только в XIX веке.

Немало, наверное, найдется и тех, кого в детстве прельщали наравне с конфетами разнообразные пестрые фантики. Зачастую малыши, полакомившись конфеткой, аккуратно разглаживают помятый фантик и как ценную реликвию убирают в заветную коробочку.

Нам захотелось поглубже заглянуть в историю фантика, открыть все его тайны: когда появился, как и почему менялся с течением времени, как рождались названия конфет и почему люди, даже очень серьезные, взрослые, увлекаются коллекционированием фантиков.

Заворачивать конфеты в бумажные обертки начали довольно давно. Первые двуслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон.

Да, да тот, который изобрел лампочку накаливания, фонограф, киноаппаратуру и придумал говорить в начале телефонного разговора "алло".  А точнее он порекомендовал применять в качестве обертки парафинированную бумагу, раньше конфеты не принято было заворачивать их просто хранили в коробочках.

Это нововведение позволило продавать конфеты в развес, благодаря фантикам это стало гигиенично.

Но это была история фантика в Америке, а как же обстояло дело у нас, в России?

По сути фантик — это еще и ничто иное как этикетка и если посмотреть с этой стороны вопроса, то у нас они появились при Петре I. На первых этикетках были указаны фамилии производителей, название и фасад кондитерских фабрик.

Однако, как и в Америке до середины XIX века конфеты хранили в коробочках, вазочках, а брали их специальными щипчиками. К шоколадным конфетам было другое отношение, их заворачивали в фольгу, причем разноцветную. Для каждой начинки свой цвет фольги.

К концу XIX века, когда производство кондитерских изделий выросло в разы, реклама заработала полным ходом. Фантикам уделялась не меньшее внимание, чем театральным афишам. На фантиках творили выдающиеся художники, такие как: Константин Сомов, Иван Билибин, братья Васнецовы и многие другие.

В России распространению фантиков для конфет в 19 веке можно смело причислить молодому купцу-предпринимателю А.И. Абрикосову, владельцу кондитерской фабрики. Абрикосов первым в России придумал вкладывать в коробки с конфетами маленькие игрушки и открытки. Этакий прообраз «киндер-сюрприза». И именно его фабрика выпустила первых шоколадных зайцев и Дедов Морозов и обернула их в красочную фольгу. Вот такой был Абрикосов «шоколадный король России», которым его по праву титуловали в народе.

Собирать фантики – не такое уж пустое и бесполезное дело. И этому хобби есть даже название -сакулумистика. У конфетных оберток своя история, а каждый фантик – своеобразный исторический документ. Фантик – это визитная карточка своего времени. Например, на заре советской власти страна боролась с неграмотностью. По фантикам можно было изучать азбуку, и цифры, узнать о разных странах. Иногда на фантики помещали загадки, ребусы, гороскопы, частушки и стихи. Вот одна из загадок на фантике «Кто родился и никогда не умирал?» ( Род человеческий). В начале XІX века выпускались конфеты, фантики которых украшали портреты писателей и поэтов - Пушкина, Гоголя, Крылова идругих, изображения, связанные с императорской Россией.

Многие обертки выполняли функцию миниатюрных плакатов – прославляли Красную Армию, Советское правительство. У истоков этого направления стоял поэт В. Маяковский, он не только писал рекламу, но и рисовал. Лучшие конфетные обертки В.В. Маяковского и художника А. Радченко были удостоены дипломов и медалей Парижской художественной выставки 1925 года.

В конце XІX в начале XX века на фантиках можно было увидеть такие названия конфет: «Красная Заря», «Полярная», « Дедушка Мороз», «Ласточка», «Цеппелин», «Интернационал», «Красный авиатор», «Виды мира», «Снегурка», «Флотская», «Стенька Разин», «Крестьянская», «Персифаль», «По особому заказу», «Куколка», « Красноармейская Звезда», «Торпедо», «Красная Москва».
Затем появились названия: «Стратосфера», «Велосипедная», «Виды транспорта».

В первые годы Советской Власти убирались все приметы старого времени, символы, связанные с императорской Россией. Исчезли фантики, например, посвященные 300-летию Романовых. Разумеется, получили иные названия конфеты «Царская», «Принцесса», «Императрица», «Боярыня». Появились конфеты, упаковки которых украшали «Красный Октябрь», «Красный большевик». «Чапаев», Пионер», «Октябрёнок», «Советская», «Крестьянская».

Яркой приметой 60- годов ХХ века стал полёт человека в космос. Это эпохальное событие тоже нашло отражение в таких названиях конфет: «Космос», «Космическая». В годы правления Хрущева и увлечения производством кукурузы – появились конфеты с изображением кукурузы и название «Чудесница». В тот период также можно было увидеть конфеты с такими прекрасными названиями, как «Артистическая», «Баядерка», «Идиллия» «Лебединая Песня», «Синяя птица», «Снегурочка», «Маленькие Музыканты», «Детские забавы».


История «Аленки» началась в феврале 1964 года на пленуме ЦК КПСС, где обсуждалось развитие сельского хозяйства. Именно тогда с трибуны и прозвучал призыв к советским кондитерам придумать вкусный, но недорогой шоколад. И непременно молочный. В 1966 году начался выпуск «Аленки». С названием вообще случился конфуз. Сначала шоколад решили назвать «Аленушкой» – девочка с таким именем кочевала из одной сказки в другую, и каждый советский ребенок был с ней знаком. На обертку планировалось перенести одноименную картину Васнецова, но случилось страшное: шоколад с васнецовской Аленушкой на этикетке вышел раньше на другой московской фабрике.

На «Красном Октябре» расстроились – совсем как васнецовская Аленушка, но потом оказалось, что зря. В верхах, увидев ту обертку, схватились за голову: «У нас в стране счастливое детство, а девочка – босоногая». Фабрику, опередившую «Красный Октябрь», заставили переделать этикетку. На самом «Октябре» решили от имени не отказываться, лишь слегка откорректировали его – стала не «Аленушка», а «Аленка».

Для некоторых любовь к оберткам конфет перерастает в настоящую страсть. Среди нас есть коллекционеры фантиков. Это Авдеева Татьяна Евгеньевна, Андрусенко Лиза, Баева Юля.

Татьяна Евгеньевна рассказала о том, как началось её увлечение, как долго она собирала свою коллекцию.

Затем зрители отвечали на вопросы викторины и за правильные ответы получали вкусные конфеты.

Ирина Иванова, руководитель музейного уголка
фото С. Шулуновой